Хотите перестать покупать ненужные вещи? Исповедь маркетолога
Откуда берутся статьи
Если вы не тибетский монах, эта статья будет вам полезна.
Будем честными – все хоть раз в жизни покупали ненужные вещи.
Уже 10 лет я работаю маркетологом и все равно иногда попадаюсь на провокации моих коллег и покупаю, то, без чего можно обойтись.
В этой статье хочу раскрыть уловки моих коллег–маркетологов. Дочитав статью до конца, вы будете знать, как не стать жертвой провокации.
Для начала давайте разберемся, кто такой маркетолог, и чем он занимается. Маркетолог помогает своей компании выгодно продавать. Нет, он не стоит за прилавком. Но по его планам дают названия продуктам, рисуют упаковку, расставляют товар и снимают рекламные ролики. Целая индустрия работает, чтобы поймать вас на крючок. Это маркетинг, и ничего личного.
Что такое ненужные вещи, и кто их покупает?
Существует два вида покупок. Покупка, которая была спланирована заранее-это рациональная покупка. Покупка, произошедшая неожиданно–импульсная. 99% покупок ненужных вещей – импульсные покупки.
Допустим, вы планируете купить ноутбук. Для этого вы советуетесь с друзьями, сравниваете модели разных производителей, ищете лучшую цену. Выбрав модель, вы отправляетесь за покупкой. Вместе с ноутбуком вы покупаете кейс для него и салфетки для монитора. Охваченные эйфорией, вы тратите 2-3 тысячи рублей сверх того, что планировали.
В этом случае покупка ноутбука–это рациональная покупка, а покупка сумки и салфеток – импульсная. У маркетологов это называется продажей сопутствующих товаров. Соус к картошке, шарф к пальто, коврики к автомобилю служат дополнением к основной покупке и опустошают ваш кошелек.
Человеку сложно оценить за пару минут, что сумка для старого ноутбука подойдет к новому, соус и новый шарф вам ни к чему, а коврики можно легко купить в другом месте втрое дешевле. Нашу слабость используют против нас. Поэтому будьте готовы, что продавец предложит что-то еще. Так вы перестанете покупать ненужные вещи и сохраните деньги на действительно важные покупки.
Не будьте импульсивны
Планируйте покупки на неделю вперед, а еще лучше – на месяц. Наметьте себе цель: потратить в этом месяце не более определенной суммы и не отступайте от нее. Чтобы было проще, выделите себе бюджет на неделю. Если вы оплачиваете покупки картой, выделить бюджет достаточно просто – выставьте суточные и месячные лимиты на покупки. Например, по карте «Кукуруза» можно ограничить сумму расходов в день или месяц на магазины и даже установить лимиты на снятие наличных. Это делается в разделе «Управление лимитами» в мобильном приложении или интернет-банке.
Как маркетологи провоцируют нас на импульсные покупки?
Расскажу об основных уловках, которым учат всех маркетологов.
Расслабиться и потерять бдительность
Отвлекающий маневр. Согласитесь, умиротворенному клиенту легко продать что-то ненужное. В крупных торговых центрах и магазинах нет окон, чтобы покупатели не следили за временем, и ничто не могло их отвлечь от покупок. Обычно при входе в продуктовый магазин расположен отдел «Овощи-фрукты». Это сделано специально, так как этот отдел частичка природы, которая отвлекает и улучшает настроение жителям каменных джунглей.
Человек с плаката. Разнообразие яркой рекламы со счастливыми и «успешными» людьми, толкающими ломящуюся от покупок тележку к кассе или примеряющими дорогие часы, призвано навязать нам HAPPY LIFESTYLE – СЧАСТЛИВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Программирование происходит на подсознательном уровне: у человека в рекламе есть дорогая вещь, он улыбается => значит он счастлив. Если я куплю себе такую же вещь или какую-то приятную мелочь => я тоже буду счастлив. И вот в магазине уже не просто покупатель, а покупатель, ищущий счастья.
Аромотерапия. Ароматы способны управлять человеческим настроением, и поэтому все больше продавцов используют аромарекламу. Например, запах кофе, свежей выпечки с корицей, апельсинов и свежескошенной травы. На Западе ароморекламу используют даже для животных перед специализированными магазинами, и питомцы сами заводят своих хозяев за кормом. Человек с большей вероятностью откажется покупать что-то для себя, но с трудом откажет питомцу или ребенку.
Чтобы не попасть на крючок, заранее запланируйте, сколько времени вам потребуется на покупки, и установите на телефоне будильник, который сообщит вам о том, что пора домой. Хорошо поешьте перед выходом из дома, чтобы не купить лишнего и не соблазниться на манящий аромат кофе. И не верьте рекламе, счастливым можно быть и без дорогих часов :)
Навязать манеру потребления
Как продавать больше товаров, если число покупателей увеличивается медленно? Спровоцировать их к чрезмерному потреблению. Например, чтобы почистить зубы, достаточно горошины зубной пасты, но в рекламе мы видим, как пастой щедро покрывают всю зубную щетку. Или, о ужас, накипь угрожает нашей новенькой стиральной машинке, срочно нужно дорогое средство от накипи при каждой стирке. А если почитать состав стирального порошка, то можно удостовериться, что все современные порошки уже содержат такое средство и не наносят вред стиральным машинам. И, кстати, не обязательно каждый раз насыпать порошок под завязку, для качественной стирки достаточно меньшего количества стирального порошка, чем нас учат в рекламе. Таких примеров можно привести огромное количество, воздействие происходит опять же на подсознательном уровне.
Мораль: не верьте рекламе, внимательно читайте состав и инструкцию по использованию товаров.
Все переставить и запутать
Здесь на помощь продавцам приходит мерчендайзинг. Это заморское слово означает набор хитростей, привлекающих внимание к определенным товарам и увеличивающие их продажи с помощью косвенного воздействия на выбор покупателей. Вы обращали внимание на то, что отдел с хлебобулочными изделиями всегда находится в самом дальнем конце зала? Поэтому, придя «просто за хлебом», мы иногда набираем полную корзину. Крупные продуктовые магазины регулярно меняют отделы местами, чтобы покупатель не ходил по привычной траектории, а прошел как можно больше отделов и купил как можно больше товаров. Самые заметные и удобные места занимают те товары, которые нужно продать магазину, или производители которых заплатили за такое размещение. А за товарами по более интересной цене нужно либо нагнуться, либо потянуться. Некоторые товары снабжены яркими ценниками просто чтобы привлечь внимание, а не потому, что на них действует специальная цена. Опять же, подсознательно, видя красный или желтый ценник, нам кажется, что мы покупаем товар по сниженной цене. А если перечеркнута старая цена – то покупатель чувствует себя королем распродаж.
Спасение есть. Если вы не можете найти нужный отдел, спросите у персонала магазина или других покупателей, так вы сэкономите время. Отправляясь за покупками, заранее подготовьте список, и прежде чем положить что-то в тележку, проверьте – а в списке это есть? Обращайте внимание на полки выше уровня глаз и около ног, там можно найти вещи, не уступающие по качеству, но по более низкой цене. Прежде чем взять товар с ярким ценником или перечеркнутой ценой, внимательно изучите цену. Возможно, все товары этого производителя выделены яркими ценниками, или перечеркнутая цена сильно завышена, и вы сейчас купите товар не со скидкой, а по его нормальной стоимости.
Бесплатный сыр
Дегустации и раздача бесплатных пробников призваны посадить на крючок покупателей. Попробовав продукт у милой девушки–промоутера, как-то неудобно отказаться от покупки. Не хочется растаивать девушку.
Или акция «купите средства по уходу за волосами марки Василек на сумму не менее 200 рублей, и мы подарим вам маску для волос». Хочется бесплатную маску для волос, правда? Но вот незадача–все средства по уходу за волосами стоят 190 руб., поэтому, чтобы получить маску для волос, придется потратить незапланированные 380 руб. Но, безусловно, бывают и «честные» акции.
Не жалейте промоутеров. Попробовав продукт, вы не обязаны его покупать. Помните, промоутеры получают свою зарплату за то, что вы тратите свою. Перед тем, как участвовать в акции, сверяйтесь со списком покупок и считайте экономию!
Запомните и применяйте:
- Оплачивайте покупки картой. В конце месяца считайте расходы в истории операций.
- Установите лимиты на операции по карте. После того, как покупки на кассе превысят ваш лимит, вы выложите лишнее из тележки.
- Ходите за продуктами сытыми, из-за голода вам будет хотеться больше, чем нужно на самом деле.
- Покупайте продукты 1 -2 раза в неделю. Приходя в магазин каждый день, соблазн купить ненужно слишком велик.
- Планируйте время, которое вы готовы потратить на поход в магазин. Поначалу придется устанавливать будильник на телефоне, но вы быстро привыкнете.
- Спрашивайте, если не можете найти нужный отдел.
- Ходите в магазины со списком.
- Не жалейте промоутеров и продавцов. Вы им ничем не обязаны. Они получают зарплату за свою работу.
- Не отрезайте сразу бирки от товаров и не выбрасывайте чеки. Возможно, дома вы поймете, что третья розовая кофточка вам не нужна. Вы сможете вернуть ее обратно в магазин. Не забывайте, что вернуть можно далеко не все товары!
- Будьте разумны, и удачи в покупках!